Примерная
программа среднего (полного) общего образования
по информатике и информационно-коммуникационным технологиям
Основное содержание (70 час)
Информационные системы (12 час)
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов,
обмен информацией между элементами. Управление как подготовка, принятие решения
и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении.
Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их
особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности
систем. Самоорганизующиеся системы. Количество информации как мера уменьшения
неопределенности знаний. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии
отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача
информации. Канал связи и его характеристики. Обработка информации.
Систематизация информации. Изменение формы представления информации.
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как
необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки
автоматизированной обработки данных. Защита информации. Методы защиты.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в
обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.
Практические работы
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении
при вероятностном подходе.
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой
и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Информационные модели (20 час)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные
(нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект,
субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям
моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф,
чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как
важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные,
графические, имитационные модели. Структурирование данных. Примеры моделирования
социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель процесса
управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Использование
информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой
информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в
форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление
последовательности действий в форме блок-схемы.
Исследование моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования
(на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических
моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических
моделей. Исследование геоинформационных моделей.
Базы данных и СУБД (10 час) Типы баз данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Реляционные базы данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Практические работы
Знакомство с
СУБД. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и
редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами
данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами
данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и
практических задач.
Компьютерные технологии представления информации (6 час)
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Модели цветообразования.
Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах
сжатия данных. Форматы файлов.
Практическая работа
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку текстовой,
графической и звуковой информации.
Создание анимационного изображения.
Создание трехмерного графического изображения.
Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей
запятой.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей
(сетевые технологии) (16 час)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение
передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения
надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением
ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Адресация в Интернете.
Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Инструментальные средства
создания Web-сайтов.
Практическая работа
Компьютерные сети. Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка
почтовой программы. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Разработка
Web-сайта на заданную тему. Тестирование и публикация Web-сайта.
Резерв учебного времени - 6 час.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Знать/понимать:
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
Уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
распознавать информационные процессы в различных системах.
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
При использовании
материалов сайта просьба соблюдать приличия
© М. А. и М. В.
Выграненко, 2009-2016