Одному юноше,
который хотел учиться
у знаменитого философа
Антисфена
и спрашивал,
что для этого нужно,
тот ответил:
'Новая книжка,
новый грифелёк,
новая табличка,
да ума кусок'.
Античная быль
"В деле
обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя".
К.Д. Ушинский
"Нормальное общее образование преследует одну цель - развитие ума, т. е.
логического мышления и фантазии. Все сведения, которые в средней школе
сообщаются, должны служить этой цели: если их сообщение не преследует
цели развития ума, - они балласт, не более".
И.Ф. Анненский
"...дай Бог,
чтобы в ваши сердца никогда не вкрадывался стыд признать себя учениками,
если судьба не даст вам сделаться учеными".
И.Ф. Анненский
"Отделить
учебное от научного нельзя, но научное без учебного всё-таки светит и
греет, а учебное без научного - только блестит".
Хирург Н. И.
Пирогов
"Если то, что мы сделаем
сейчас, нас не устроит, мы всегда можем внести изменения в дальнейшем,
поэтому не стоит бояться, что у нас что-то не получится".
Франклин Рузвельт |
Добро пожаловать!
Если Вы хотите знать информатику, мы
готовы помочь Вам.
Если Вы хотите, чтобы Ваши ученики
знали информатику,
этот курс для Вас.
Если Вы тоже хотите помочь ученикам и
учителям,
поделитесь своим опытом.
Если при работе с учебником Вы
заметили недостатки или ошибки, Ваша заинтересованная помощь
приветствуется.
Всегда будем благодарны доброму
слову.
Зачем этот учебник?
Давно прошли для
школьной информатики времена, когда учителя работали без учебников и
даже без общих учебных программ, рассказывая на уроках, кто что знает, и
в основном решая задачки по программированию. Теперь, обратившись к
действующему
Федеральному перечню, можно сказать, что учебников по предмету
больше, чем достаточно. Всяческого регламентирующего норматива тоже
хватает. Казалось бы, всё есть. Зачем же браться за это дело?
У меня на это пять причин...
Из эстрадной песенки
Во-первых,
и теперь, когда учителя информатики встречаются в августе в рамках установочных
педсоветов, один из первых вопросов - по каким учебникам работать. Значит,
проблема по-прежнему есть. Учебников и пособий много, и они норовят
переиздаваться каждый год. С одной стороны это само по себе, конечно, не радует
учащих и учащихся, ведь приходится делать слишком частые покупки, с другой -
издателям и авторам всё равно не удаётся угнаться за ситуацией - за стандартами,
проектами, инициативами, за изменениями требований к результатам обучения и за
изменениями в IT-сфере вообще. Даёт себя знать временной разрыв между написанием
учебника и его попаданием на прилавки магазинов. В этом отношении
Интернет-учебник
- достойный и вполне востребованный вариант. Ведь в него изменения вносятся
оперативно, если он постоянно обслуживается. Есть возражение (как правило, оно
исходит от адептов бумажных традиций и административных функционеров в
образовании), что такой учебник не грифован, т. е. не прошёл процедуру попадания
в
Федеральный перечень, и у учителя возникнут затруднения с отчётностью, в
частности, - с записями в журнале. Попутно заметим, что подобного рода
процедуры, как и отчётность, задаются по преимуществу заинтересованными лицами в
целях собственного существования и к педагогическому труду отношения не имеют.
Однако это такая же реальность, как и явления природы, и её надо учитывать.
Поэтому авторы не стали открывать америк, учебник построен на основе
рекомендованных
учебно-методических комплексов - Н. Д. Угриновича и авторского коллектива под
руководством И. Г. Семакина (см.
Литература). Вот их-то и можно выбирать в качестве базы -
и для отчётности, и для приобретения учащимися; в каждом разделе указаны
соответствующие параграфы. А на наш Интернет-учебник - ссылаться, например,
после слов "а также", пользуясь им прежде всего :)
Вторая
проблема
Вторая проблема существующих учебников для старшей школы (профильный
курс), на наш взгляд, в том, что их грифуют либо для
базового уровня,
либо для профильного уровня.
Этим самым закрепляется не лучший подход к профильному обучению. Ведь в
концепции профильного
обучения (утверждена приказом Минобразования России от 18.07.2002 ?
2783) предлагается, наряду с делением на классы разного профиля, и более
оптимальный вариант -
индивидуальный учебный план
для каждого ученика. В этом случае обучение может происходить по разным
моделям. Один из вариантов - обучение класса в целом ведётся по
учебникам профильного курса на
базовом уровне, а
в индивидуальных планах учащихся профильность достигается набором
обязательных модульных спецкурсов,
расширяющих (углубляющих) программу
базового уровня.
Т. е. хорошо бы на смену нынешнему учебнику
профильного уровня,
который пока существует в невнятном виде, с трудом различимыми границами
между базой и профильностью, прийти комплекту из базового учебника и
набора дидактических и методических материалов по выбранным спецкурсам
предмета. Вот эту модель мы и стараемся поддержать. Разумеется,
Интернет-учебником
можно пользоваться и при других подходах.
Третья проблема
- это ГИА и ЕГЭ. Увы, ни один учебник сейчас не дает учителю возможности
подготовить ученика к этим испытаниям в установленное учебное время и по
существующим учебникам. Вечные вопросы "кто виноват?" и "почему так?" - оставим.
А вот вопрос "что делать?" решается традиционно: в дополнительное учебное,
неучебное (но рабочее) или даже личное время готовить учеников к экзамену. В том
числе и с помощью нашего
Интернет-учебника, в
котором такая направленность предусмотрена. Если у учителя дополнительного
времени мало или нет совсем, ученик может при желании готовиться самостоятельно.
При этом становится весьма существенной наша оперативная консультация как
ученику, так и учителю с использованием
обратной связи. Всё-таки некоторая доза интерактивности
полезна :)
Четвертая
проблема
- и немаловажная - трудоёмкость перехода на свободное ПО. В большинстве
случаев учителя не готовы к этому переходу не только идейно, но и
технологически. Ситуация сегодня уже не кажется фатальной; при отсутствии
основательных универсальных учебников материалов уже достаточно, и сетевая
взаимопомощь весьма активна. Но на перевод собственных многолетних наработок в
другие форматы требуется немало времени и сил (и тут парадокс: у начинающих
учителей преимущество - ничего не надо переделывать). Способность же и желание
оказывать помощь со стороны административных и методических структур, не столько
техническую (хотя и это - важная задача), сколько именно
консультационную, - пока слабá.
На сегодняшний день в
Федеральном перечне
только два УМК (Р. Д. Угриновича, Л. Л. Босовой и Л. Ю. Босовой) пытаются решить
эту проблему и декларируют мультисистемность практикума. Поэтому в нашем
Интернет-учебнике
все практические работы сделаны в расчёте как для распространенного
проприетарного ПО, так и для свободного ПО на платформе ПСПО 5 (АльтЛинукс
Школьный).
Пятая
проблема
Сейчас в Интернете учителя информатики могут найти огромное количество так
называемых ЦОРов и ЭОРов - цифровых/электронных образовательных
ресурсов. Но у большинства из них элементарно не хватает времени
подбирать эти материалы к уроку по конкретной теме. Спасибо
Игорю Геннадьевичу Семакину (1946 - 2014) - он сделал всё возможное для учителя
в этом плане. Мы проиллюстрировали наш учебник достаточно большим
количеством его материалов (заручившись, конечно, разрешением), а также дополнительных материалов, как
своих, так и взятых из свободно доступных источников в Сети. Авторство
везде оговаривается. Большинство материалов мы скопировали, и ссылки
идут на наш ресурс. Это сделано исключительно для надёжности. Мы не
сторонники повсеместного и ежечасного прямого использования на уроках
Интернета, т. к. это всегда чревато неожиданными и ненужными сюрпризами.
Думается, что материалов для базового курса больше, чем достаточно.
Каждый учитель сможет подобрать в нашем учебнике к уроку то, что считает
нужным.
Попутная мысль.
Всё, что вы найдёте здесь, это только пособия к преподаванию, потому
что, по словам проф. В. И. Тимофеева (бывший ЛЭТИ), "учить можно
только при личном общении, а не на лекциях" :)
Авторы-составители
|
29.11.2013
Начата
публикация курса "Подготовка к ГИА"
28.05.2013
Открыта тема
"Базы данных и СУБД" для старшего звена.
20.05.2013
Обновлена тема
"Хранение информации и базы данных",
открыты практические задания в среде MS Access 2010
(2007).
17.10.2012
Открыты практические задания
по теме "Обработка текстовой информации"
для LibreOffice
Учителям
информатики
Пакет свободного ПО
http://edumandriva.ru/
Пакет свободного ПО
Лаборатория юного линуксоида.
Свободное ПО и информатика
Русскоязычный сайт
MS Windows
Русскоязычный сайт MS Office
Портал свободного ПО в Википедии
Её Величество Лампа:
физика и схемотехника
Информатизация, Linux
и СПО
в российском образовании
Свободные мысли
о свободном софте
"Бомбина Софт" -
полезное и доступное ПО
|