Наш баннер

(см. также страницу "Авторы")

Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуемое разрешение экрана: 1024х768

 









Одному юноше,
который хотел учиться
у знаменитого философа
Антисфена
и спрашивал,
что для этого нужно,
тот ответил:
'Новая книжка,
новый грифелёк,
новая табличка,
да ума кусок'
.

Античная быль

"В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя".
К.Д. Ушинский

"Нормальное общее образование преследует одну цель - развитие ума, т. е. логического мышления и фантазии. Все сведения, которые в средней школе сообщаются, должны служить этой цели: если их сообщение не преследует цели развития ума, - они балласт, не более".
И.Ф. Анненский

"...дай Бог, чтобы в ваши сердца никогда не вкрадывался стыд признать себя учениками, если судьба не даст вам сделаться учеными".
И.Ф. Анненский

"Отделить учебное от научного нельзя, но научное без учебного всё-таки светит и греет, а учебное без научного - только блестит".
Хирург Н. И. Пирогов

"Если то, что мы сделаем сейчас, нас не устроит, мы всегда можем внести изменения в дальнейшем,
поэтому не стоит бояться, что у нас что-то не получится".
Франклин Рузвельт

Добро пожаловать!

Если Вы хотите знать информатику, мы готовы помочь Вам.

Если Вы хотите, чтобы Ваши ученики знали информатику,
этот курс для Вас.

Если Вы тоже хотите помочь ученикам и учителям,
поделитесь своим опытом.

Если при работе с учебником Вы заметили недостатки или ошибки, Ваша заинтересованная помощь приветствуется.

Всегда будем благодарны доброму слову.

Зачем этот учебник?

Давно прошли для школьной информатики времена, когда учителя работали без учебников и даже без общих учебных программ, рассказывая на уроках, кто что знает, и в основном решая задачки по программированию. Теперь, обратившись к действующему Федеральному перечню, можно сказать, что учебников по предмету больше, чем достаточно. Всяческого регламентирующего норматива тоже хватает. Казалось бы, всё есть. Зачем же браться за это дело?

У меня на это пять причин...
Из эстрадной песенки

Во-первых,
и теперь, когда учителя информатики встречаются в августе в рамках установочных педсоветов, один из первых вопросов - по каким учебникам работать. Значит, проблема по-прежнему есть. Учебников и пособий много, и они норовят переиздаваться каждый год. С одной стороны это само по себе, конечно, не радует учащих и учащихся, ведь приходится делать слишком частые покупки, с другой - издателям и авторам всё равно не удаётся угнаться за ситуацией - за стандартами, проектами, инициативами, за изменениями требований к результатам обучения и за изменениями в IT-сфере вообще. Даёт себя знать временной разрыв между написанием учебника и его попаданием на прилавки магазинов. В этом отношении
Интернет-учебник - достойный и вполне востребованный вариант. Ведь в него изменения вносятся оперативно, если он постоянно обслуживается. Есть возражение (как правило, оно исходит от адептов бумажных традиций и административных функционеров в образовании), что такой учебник не грифован, т. е. не прошёл процедуру попадания в Федеральный перечень, и у учителя возникнут затруднения с отчётностью, в частности, - с записями в журнале. Попутно заметим, что подобного рода процедуры, как и отчётность, задаются по преимуществу заинтересованными лицами в целях собственного существования и к педагогическому труду отношения не имеют. Однако это такая же реальность, как и явления природы, и её надо учитывать. Поэтому авторы не стали открывать америк, учебник построен на основе рекомендованных учебно-методических комплексов - Н. Д. Угриновича и авторского коллектива под руководством И. Г. Семакина (см. Литература). Вот их-то и можно выбирать в качестве базы - и для отчётности, и для приобретения учащимися; в каждом разделе  указаны соответствующие параграфы. А на наш Интернет-учебник - ссылаться, например, после слов "а также", пользуясь им прежде всего :)

Вторая проблема
Вторая проблема существующих учебников для старшей школы (профильный курс), на наш взгляд, в том, что их грифуют либо для
базового уровня, либо для профильного уровня. Этим самым закрепляется не лучший подход к профильному обучению. Ведь в концепции профильного обучения (утверждена приказом Минобразования России от 18.07.2002 ? 2783) предлагается, наряду с делением на классы разного профиля, и более оптимальный вариант - индивидуальный учебный план для каждого ученика. В этом случае обучение может происходить по разным моделям. Один из вариантов - обучение класса в целом ведётся по учебникам профильного курса на базовом уровне, а в индивидуальных планах учащихся профильность достигается набором обязательных модульных спецкурсов, расширяющих (углубляющих) программу базового уровня. Т. е. хорошо бы на смену нынешнему учебнику профильного уровня, который пока существует в невнятном виде, с трудом различимыми границами между базой и профильностью, прийти комплекту из базового учебника и набора дидактических и методических материалов по выбранным спецкурсам предмета. Вот эту модель мы и стараемся поддержать. Разумеется, Интернет-учебником можно пользоваться и при других подходах.

Третья проблема
- это ГИА и ЕГЭ. Увы, ни один учебник сейчас не дает учителю возможности подготовить ученика к этим испытаниям в установленное учебное время и по существующим учебникам. Вечные вопросы "кто виноват?" и "почему так?" - оставим. А вот вопрос "что делать?" решается традиционно: в дополнительное учебное, неучебное (но рабочее) или даже личное время готовить учеников к экзамену. В том числе и с помощью нашего
Интернет-учебника, в котором такая направленность предусмотрена. Если у учителя дополнительного времени мало или нет совсем, ученик может при желании готовиться самостоятельно. При этом становится весьма существенной наша оперативная консультация как ученику, так и учителю  с использованием обратной связи. Всё-таки некоторая доза интерактивности полезна :)

Четвертая проблема
- и немаловажная - трудоёмкость перехода на свободное ПО. В большинстве случаев учителя не готовы к этому переходу не только идейно, но и технологически. Ситуация сегодня уже не кажется фатальной; при отсутствии основательных универсальных учебников материалов уже достаточно, и сетевая взаимопомощь весьма активна. Но на перевод собственных многолетних наработок в другие форматы требуется немало времени и сил (и тут парадокс: у начинающих учителей преимущество - ничего не надо переделывать). Способность же и желание оказывать помощь со стороны административных и методических структур, не столько техническую (хотя и это - важная задача), сколько именно
консультационную, - пока слабá. На сегодняшний день в Федеральном перечне только два УМК (Р. Д. Угриновича, Л. Л. Босовой и Л. Ю. Босовой) пытаются решить эту проблему и декларируют мультисистемность практикума. Поэтому в нашем Интернет-учебнике все практические работы сделаны в расчёте как для распространенного проприетарного ПО, так и для свободного ПО на платформе ПСПО 5 (АльтЛинукс Школьный).

Пятая проблема
Сейчас в Интернете учителя информатики могут найти огромное количество так называемых ЦОРов и ЭОРов - цифровых/электронных образовательных ресурсов. Но у большинства из них элементарно не хватает времени подбирать эти материалы к уроку по конкретной теме. Спасибо Игорю Геннадьевичу Семакину (1946 - 2014) - он сделал всё возможное для учителя в этом плане. Мы проиллюстрировали наш учебник достаточно большим количеством его материалов (заручившись, конечно, разрешением), а также дополнительных материалов, как своих, так и взятых из свободно доступных источников в Сети. Авторство везде оговаривается. Большинство материалов мы скопировали, и ссылки идут на наш ресурс. Это сделано исключительно для надёжности. Мы не сторонники повсеместного и ежечасного прямого использования на уроках Интернета, т. к. это всегда чревато неожиданными и ненужными сюрпризами. Думается, что материалов для базового курса больше, чем достаточно. Каждый учитель сможет подобрать в нашем учебнике к уроку то, что считает нужным.

Попутная мысль.
Всё, что вы найдёте здесь, это только пособия к преподаванию, потому что, по словам проф. В. И. Тимофеева (бывший ЛЭТИ), "учить можно только при личном общении, а не на лекциях" :)

Авторы-составители

29.11.2013

Начата публикация курса "Подготовка к ГИА"

28.05.2013

Открыта тема "Базы данных и СУБД" для старшего звена.

20.05.2013

Обновлена тема "Хранение информации и базы данных", открыты практические задания в среде MS Access 2010 (2007).

17.10.2012

Открыты практические задания по теме "Обработка текстовой информации" для LibreOffice


Учителям информатики


Пакет свободного ПО

http://edumandriva.ru/
Пакет свободного ПО


Лаборатория юного линуксоида.
Свободное ПО и информатика


Русскоязычный сайт MS Windows


Русскоязычный сайт MS Office


Портал свободного ПО в Википедии


Её Величество Лампа:
физика и схемотехника


Информатизация, Linux и СПО
в российском образовании


Свободные мысли
о свободном софте

Бомбина Софт.
Клавиатурные тренажеры и обучающие программы.
"Бомбина Софт" -
полезное и доступное ПО

 


При использовании материалов сайта просьба соблюдать приличия
© М. А. и М. В. Выграненко, 2009-2014