Примерная
программа основного общего образования
по информатике и информационно-коммуникационным технологиям
Основное содержание (105 час)
1. Информатика, информация и информационные процессы
(2 час)
Информатика как наука и как школьный предмет. Основные подходы к определению
понятия 'информация'. Виды и свойства информации. Информационные объекты
различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и
обработка информации. Процесс передачи информации, источник и приемник
информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при
передаче. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических
системах. Роль информации в жизни людей.
Практические работы:
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в
реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
2.
Представление и измерение информации (6 час)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.
Дискретная форма представления информации. Кодирование информации. Языки
кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа
представления информации в соответствии с поставленной задачей. Представление
числовой информации в различных системах счисления. Двоичное представление
информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.
Понятие количества информации: различные подходы. Алфавитный подход к
определению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
Запись чисел в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы
счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при
техническом (алфавитном) подходе.
3. Компьютер как универсальное устройство обработки
информации (9 час)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных
компьютеров. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации
компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его
структура. Операционные системы, их функции и многообразие. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие
пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс. Создание
архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
Практические работы:
Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств,
включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о
характеристиках компьютера, выключение компьютера. Оперирование компьютерными
информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов
интерфейса используемой графической операционной системы). Планирование
собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с
планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов,
организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних
носителях. Работа со стандартными и служебными приложениями, файловыми
менеджерами, архиваторами и антивирусными программами. Клавиатурный тренажер.
Тестирование компьютера (антивирусная проверка).
4. Обработка текстовой информации (7 час)
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы и текстовые
редакторы. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и
замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц.
Размеры страницы, величина полей. Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение
в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Проверка правописания. Колонтитулы. Разработка и использование стиля: абзацы,
заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Создание документов с
использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Практические работы:
Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, 'слепой'
десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения. Создание
небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Форматирование
текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование
символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). Создание и
форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и
заполнение данными. Вставка в документ диаграмм, формул и графических объектов.
Создание изображения с помощью инструментов встроенного векторного графического
редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических
объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования. Создание
гипертекстового документа. Перевод текста с использованием системы машинного
перевода. Сканирование и распознавание 'бумажного' текстового документа.
Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в
текстовом редакторе.
5. Обработка графической информации (5
час)
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета,
видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов.
Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Практические работы: Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. Использование примитивов и шаблонов. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
6. Мультимедийные технологии (3 час)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и
видеоизображения. Кодирование звуковой информации. Технические приемы записи
звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических
объектов. Композиция и монтаж.
Практические работы:
Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор
иллюстративного материала, создание текста слайда. Использование микрофона и
проектора. Запись изображений и звука с использованием различных устройств.
Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры) с различным
качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). Обработка
материала, монтаж информационного объекта. Демонстрация презентации.
Резерв свободного учебного времени в 8 классе (3 час)
7. Обработка числовой информации (10 час)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы
данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные
функции.
Практические работы:
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. Создание и обработка
таблиц. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений
функций в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков.
8.
Хранение информации (4 час)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления
базами данных и принципы работы с ними. Действия пользователя в базе данных:
ввод и редактирование записей, поиск, сортировка и выборка данных.
Практические работы:
Ввод и редактирование данных.
Сортировка, поиск и выбор
данных
в готовой БД.
9. Алгоритмы и исполнители (30 час)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов
(назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный
исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование,
ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Правила
представления данных. Языки программирования, их классификация. Правила записи
основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила
записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование -
отладка - тестирование.
Практические работы:
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических
функций при записи арифметического выражения. Разработка алгоритма (программы),
содержащей оператор ветвления. Разработка алгоритма (программы), содержащей
оператор цикла. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
10.
Формализация и моделирование (8 час)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования
объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые
компьютером. Алгоритм как модель деятельности.
Практические работы:
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ
результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
11.
Коммуникационные технологии (8 час)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Топологии локальных сетей.
Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Информационные
ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы,
интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки,
приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники;
информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
Практические работы:
Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка
сообщения. Путешествие по Всемирной паутине. Участие в коллективном
взаимодействии: форум, телеконференция, чат. Поиск документа с использованием
системы каталогов и путем ввода ключевых слов. Сохранение для индивидуального
использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей
(Интернет) и ссылок на них.
12.
Информация и информационные технологии в обществе (4 час)
Информационное общество и информатизация. Основные этапы развития средств
информационных технологий. Информационные ресурсы общества, образовательные
информационные ресурсы. Информационная культура. Этика и право при создании и
использовании информации. Правовая охрана информационных ресурсов.
Информационная безопасность.
Практические работы:
Знакомство с лицензионным соглашением в ходе установки приложения (пакета).
Резерв свободного учебного времени в 9 классе (6 час)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:
объяснять различные подходы к определению понятия "информация";
различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции операционных систем.
Уметь:
выполнять базовые операции над объектами; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе: - структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; - создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; - создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; - создавать записи в базе данных; - создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
При использовании
материалов сайта просьба соблюдать приличия
© М. А. и М. В.
Выграненко, 2009-2016