Информатика и ИКТ
Школьный интернет-учебник М.А. и М.В. Выграненко

Тема 12: Информация и информационные технологии в обществе (4 часа)

Информационное общество и информатизация. Основные этапы развития средств информационных технологий.  Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Информационная культура. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Практические работы:
Знакомство с лицензионным соглашением в ходе установки приложения (пакета).

Урок ? : 1(92). Информационное общество. Информатизация. Информационные ресурсы

Практические, проверочные и домашние работы

 

Информационное общество - это современный этап развития цивилизации, на котором главными продуктами производства становятся информация и знания.

Признаки информационного общества:

  • В информационном обществе деятельность отдельных людей, коллективов всё больше зависит от их информированности и способности использовать информацию с пользой. Движущая сила информационного общества: производство информации, а не материального продукта.

  • В информационном обществе все усилия направлены не на производство и потребление товаров (как в индустриальном), а на совершенствование интеллекта и знаний как средства и продукта производства. Происходит резкое увеличение доли умственного труда.

  • Материально-техническая база информационного общества - компьютерные системы и сети, информационные технологии и телекоммуникации - широко развита.

Если рассматривать историю развития человеческого общества с точки зрения изменений, происходивших в информационной сфере, то можно выделить несколько радикальных изменений, предшествующих информационному обществу, которые принято назвать информационными революциями (см. презентацию "Информация и информационные процессы").

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью. Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону и т. п.); для многих она является профессиональной.

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству всегда приходилось решать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания. Возникали группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, жрецы, летописцы, затем - ученые и т. д.

Изобретение письменности называют первой информационной революцией. Однако число людей, которые могли воспользоваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была привилегией крайне ограниченного круга лиц, во-вторых, древние рукописи создавались в единичных (иногда единственных) экземплярах.

Новой эрой или второй информационной революцией в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания. Благодаря печатному станку (первому техническому средству копирования информации, созданному И. Гуттенбергом в 1440 году), знания, информация стали широко тиражируемыми, доступными многим людям. Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности населения, развития образования, науки, производства.

Но не всем известно, что в Китае еще в XI веке было изобретено книгопечатание. Изобретатель Ни Шен сделал из глины литеры иероглифов (металлические появились позже), уложил их в металлическую форму, смазал специальным составом и сделал первый бумажный оттиск (бумагу ведь тоже изобрели в Китае). Но его изобретение не получило распространения из-за большого количества иероглифов (около 50 000).

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов - библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуковой информации с помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в информационных процессах - обработка, целенаправленное преобразование информации - осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности. Если в начале XX века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы - каждые пять лет.

Во второй половине XX века выпуск научно-технической печатной продукции стал подобен нарастающей лавине. Ни отдельный человек, ни специальные организации, созданные для обработки поступающей информации, не могли не только освоить весь информационный поток, но и оперативно находить в нем то, что требовалось для тех или иных работ. Информационная система, основанная на бумажных носителях, переросла свои возможности. Назрел информационный кризис, т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемлемое время. Выходом из создавшейся ситуации явилось создание телекоммуникационной инфраструктуры (баз данных и сетей разных типов).

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только чисел, но и других видов информации. Благодаря этому компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Но к современным техническим средствам работы с информацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хранение (привести примеры). Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы, например:

  • многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими процессами);

  • серверы в глобальной компьютерной сети, управляющие работой и хранящие огромный объем информации;

  • специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ (проектирование самолетов и космических кораблей, мостов и зданий и пр.)

Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.

  1. Научные исследования. Расчеты и вычисления - обязательный элемент тех научных исследований, где требуется на основании эксперимента построить гипотезу о закономерностях, проявляемых в нем. Создаются специальные автоматизированные системы для научных исследований. Вычислительные операции на компьютере выполняют не только математики, механики, физики, астрономы, но и специалисты в области экономики. Литературоведы используют специальные программы для анализа текстов произведений, создания различных словарей.

  2. Создание новых изделий. Системы автоматизированного проектирования (САПР) используются во всех проектных и конструкторских организациях. Ведь и интегральную схему оказалось возможным сконструировать благодаря самому компьютеру и его программному обеспечению. Проектировщик вводит в САПР техническое задание, а использование баз данных, расчетных блоков, экспертных систем, имитатора позволяет получить техническую документацию, по которой будут изготовлены опытные образцы.

  3. Управление. Теория автоматического управления к моменту создания компьютеров была хорошо развитой точной инженерной наукой, поэтому оказалось возможным использовать компьютеры для целей управления. Системы автоматического управления (АСУ) могут управлять процессами, для которых разработаны математические модели и методы их решения. Станки с числовым программным управлением (ЧПУ) имеют специализированный компьютер с пультом оператора, дисплеем и клавиатурой, а также управляющую программу. В ней указывается все необходимое, чтобы из заготовки получилась деталь, размеры и форма которой определены чертежом. По специальным программам работают автоматические стиральные машины, СВЧ-печи, швейные и вышивальные машины и т. д.

  4. Информационные системы (ИС), базы данных (БД). Основу ИС составляет банк данных, в котором хранится большая по объему информация о какой-либо области человеческих знаний. Это может быть информация об инфраструктуре города (транспорт, карта, телефоны, организации и т. д.). Использование Интернета делает доступными сведения из ИС большому числу пользователей.

  5. Обучение. Существуют электронные журналы для школьников и их родителей.

  6. Компьютеры в издательском деле. Компьютер может быть использован автором уже на самых первых этапах создания литературных, публицистических и других произведений. Затем с этим текстом работает редактор издательства.

  7. Автоматизированное рабочее место (АРМ). В настоящее время это место работника, оснащенное компьютером и другими техническими средствами (принтер, сканер, колонки или наушники, микрофон, видеокамера, электронный микроскоп и т. п.) АРМ может иметь также выход в Интернет, что позволяет быстро находить необходимую информацию в сфере своей деятельности, получать и отправлять электронные письма, делать покупки в Интернете, заказывать электронные билеты и т. д.

Для перехода к информационному обществу требуется пройти путь компьютеризации, т. е. насыщения различных сторон деятельности человека и общества комплексом технических устройств, и информатизации. Пл Закону РФ "Об информации, информатизации и защите информации" (25.01.1995) информатизация - это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

В настоящее время наряду с материальными ресурсами для государства большое значение приобретают информационные ресурсы. Информационными ресурсами считают накапливаемое содержимое специальных хранилищ и источники общественно-значимой информации.

Как и для материальных ресурсов, для информационных ресурсов остро стоит проблема обеспечения сохранности. Для решения проблемы охраны информационных ресурсов существует юридическое определение понятия 'информационный ресурс': 'Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

В период движения к информационному обществу значимость информационных ресурсов возрастает. Информационные ресурсы государства становятся товаром, совокупная стоимость которого на мировом рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов. Информационные ресурсы государства можно считать стратегическими ресурсами, поскольку по значимости их можно приравнять к ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, финансовым или трудовым.

Отличительная особенность информационных ресурсов в том, что после использования они не исчезают, ими можно воспользоваться многократно. Эта особенность способствует формированию и расширению рынка информационных услуг. К ним относятся поиск и подбор информации по заданным критериям, консалтинг, обучение, и пр. Информационные услуги невозможно представить без развитых средств телекоммуникаций. Кроме того, решающее значение для формирования рынка информационных услуг имело создание баз данных по различным отраслям профессиональной и научной деятельности. Огромные информационные потоки нуждаются в систематизации для их хранения и использования. Поэтому информационные ресурсы классифицируют по какому-либо основанию. Это может быть отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и пр.) или форма представления (виды носителей, степень формализации, наличию дополнительных возможностей) и пр.

Если рассматривать структуру национальных информационных ресурсов в целом, то она будет выглядеть следующим образом:

  • библиотечные ресурсы;
  • архивные ресурсы;
  • научно-техническая информация;
  • правовая информация;
  • информация государственных структур;
  • отраслевая информация;
  • финансовая и экономическая информация;
  • информация о природных ресурсах;
  • информация предприятий и учреждений и т. д.

По представленным основаниям можно составить различные классификации информационных ресурсов. К образовательным информационным ресурсам можно отнести любые информационные ресурсы, используемые в образовательных целях. Поскольку образование в современном обществе становится непрерывным, то для разных категорий обучаемых требуются различные виды образовательных ресурсов. К наиболее востребованным образовательным ресурсам можно отнести библиотечные образовательные ресурсы, архивные ресурсы и информацию по различным научным отраслям.

Приложения

И.Г. Семакин и др.  44, 46, 48, 49 [2]

Н.Д. Угринович 6.1, 6.3 [6]

pdf Плакат "Информационные технологии и общество" (И.Г. Семакин)

swf
Интерактивный плакат "Информационное общество" (И.Г. Семакин)

pdf Презентация "Информация и информационные процессы"

Новости науки

Начало \ Программа 8-9 \ Тема 12 \ Урок 1(92)

При использовании материалов сайта просьба соблюдать приличия
© М.А. и М.В. Выграненко, 2009-2016

Рейтинг@Mail.ru